Дом Кино

Сообщить об ошибке

КиноПоиск 6.846 IMDB 7

«Власть-это состояние души»

Краткая рецензия на фильм «Убить президента. Покушение на Ричарда Никсона» (The Assassination of Richard Nixon).

Люди по разному относятся к «системе». Некоторые вписываются с неё с лёгкостью, непринуждённо становясь ещё одним винтиком в большом механизме. Кто-то как фрагмент паззла, не подходящий по размеру пытается втиснуться в общую картину, жертвуя частями себя ради принадлежности к чему-то глобальному. Получается или нет в конечном итоге — другой вопрос, если да, то прекрасно, если нет — то депрессия («что я, не такой как все, что ли?») со всеми вытекающими последствиями. А кое-кто и не пытается приобщиться, ставя под сомнения правоту и вменяемость общепринятых норм поведения, взглядов и вообще… жизни. Этому кое-кому как правило сложнее всего, ибо он или она наталкиваются на стену непонимания и пальцы у виска со всех сторон, неодобрение и порой даже презрение со стороны общественности, осуждающей неугодное ей инакомыслие. Возникает конфликт, силы в котором неравны, но каждая из сторон уверена в своей правоте (ведь когда ты находишься в меньшинстве единицы правда всё равно остаётся правдой, не так ли?), принципиальное разногласие, нахождение компромисса в котором практически невозможно. Либо «система» норовит раздавить не принимающего её, либо тот сам малыми силами подумывает если не уничтожить, то уж во всяком случае здорово потрепать нервы ей.

Об именно таком человеке и повествует «Покушение на Ричарда Никсона», дебютная режиссёрская работа Нилза Мюллера, в прошлом сценариста псевдовудиалленовской комедии «Ловелас». Сэм Биг (Шон Пенн) — продавец офисной мебели в небольшой конторе, заведуемой лицемерным директором, который думает, что знает всё о том, как устроен мир в целом и бизнес в частности и навязывает своё самодовольное видение всем, кто находится рядом с ним, особенно подчинённым. У Сэма есть официантка-жена (Наоми Уоттс), которая ушла от него и теперь считает посмешищем, несмотря на то, что муж искренне продолжает проявлять участие к ней и двум их детям. Также Сэм водит дружбу с чернокожим корешем, держащим СТО, и избегает своего брата, торгующего автошинами, поскольку ему не нравится что тот врёт своим покупателям.

Поначалу герой Пенна честно пытается принимать правила игры, навязываемые ему работодателями и окружающим миром, он старается прогнуться под него, следуя советам босса и игнорируя внутренний протест, но последний со временем только растёт и Сэм медленно, но уверенно начинает слетать с катушек, начиная делать резкие движения, ненавидя «неуважающих» его людей, запутываясь в своей собственной системе координат и сознательно уходя в себя — пока в его замутнённом сознании не вырисовывается радикальный план действий, заключающийся в угоне самолёта и направлении его на Белый дом. Только так, думает Сэм, он сможет сделать хоть что-то, чтобы дать сдачи реальности, загнавшей его в футляр.

«Покушение на Ричарда Никсона» по сути фильм одного актёра. После откровенно проходной роли в «Переводчице» Пенн вновь возвращается к амплуа драматического персонажа, принесшему ему Оскар за главную роль в иствудской «Таинственной реке» (многие, знаю, считают, что в той картине Шон не вполне заслуживал награды, возможно скептики заткнутся после его перформанса в «Никсоне»). Возращается блестяще, убедительно передавая душевное смятение и драму одиночки, загнанного в угол, но не желающего сдаваться. Несмотря на то, что в конце фильма Сэм совершит нечто ужасное зрительно ни на секунду не перестанет симпатизировать его анти-героизму и переживать за него. Пенн прекрасен в своей трогательности, хрупкости и наивности, которая приведёт его менеджера по продажам к отчаянию и почти сумасшествию. Он заставит поверить вас в то, как «до» может стать «после» и если вы останетесь равнодушным, боюсь, вы безнадёжно «системный» человек и вам уже ничто не поможет. Все же, кто когда-либо ставил под сомнения устоявшиеся догмы бытия картина покажется хоть немного, но личной, ибо почти в каждом из нас есть хотя бы тень такого же как Сэм повстанца.

В «Никсоне» без труда угадываются мотивы «Таксиста» и дело тут не только в том, что действие обеих картин происходит в 70-хх и на него бросает длинную тень война во Вьетнаме. И Трэвис Бикл, и Сэм Биг — это армия одного человека, замышляющая переворот вопреки здравому смыслу и искренне верящая в наполненность смыслом своих действий. Но в фильме Мюллера нет хэппи-энда и это смотрится вполне логичнее, нежели последние десять минут классики Скорсезе. Повстанцы должны проигрывать в конечном итоге, так уж заведено. Но важно не то, что они не смогли достичь своих сумасбродных целей, важно то, что цели эти у них появились и они сделали хоть что-то, чтобы пойти против течения. В мире тотального повиновения такие подвиги большая редкость и тем они и примечательные.

Убить президента. Покушение на Ричарда Никсона 2004 фильм смотреть онлайн
Нет доступных ссылок
Нет доступных загрузок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие фильмы