«История девушки Туи, которая любила, но гордая была»
НОВОБРАЧНАЯ БЫЛА В ВАТНИКЕ
На них тоже не насмотришься. Степь да степь кругом, зеленые холмы, пасущиеся бараны, всадники, севшие на лошадей сразу по выходу из чрева матери. И представьте себе, что по такой степи кто-то спокойно едет на «Мерседесе». Жених-нефтяной магнат. Уже смешно. Туя даже попробует вместе с ним переселиться в город. Но, когда в хорошей гостинице она резко похорошеет, сняв бабий платок и надев нормальные штаны вместо ватных с кирзовыми сапогами, как-то сразу понятно, почему китайские нацмены не воюют друг с другом за место под солнцем. Не хотят. Их вонючие лошади, грязный быт и грубые нравы в тысячу раз чище цивилизованных богаделен. Конь в кадре обгоняет «Мерседес», если надо. Это тоже смешно.
Фильм, кстати говоря, получивший «Золотого медведя» на Берлинале-2007, только кажется бедным. Язык не повернется назвать «дешевыми» простые кадры рытья колодца во дворе или приготовления еды в казане без всякой встроенной вытяжки. Ну, зачем вытяжка, если еда вкусно пахнет, что отмечает кошка, контролирующая процесс? Фильм только кажется бесхитростным и безвольно наблюдающим за развитием событий. Экзотическое хозяйство и природные красоты ни на миг не затянуты и по сути замещают собой компьютерные спецэффекты. Компьютер так не завораживает. Хочу в Монголию. Притом сюжет в три слова не расскажешь. Он бурный, однако. Динамичный и конкретно феминистский, в патриархальном-то быту. Но если Папой Римским женщина была лишь раз за всю историю, по секрету и со скандалом, подлинная патриархальность – не вопрос пола. Вопрос силы воли.
Среди китаянок-монголок шлюхи тоже встречаются. Но присловье, что «мир – бордель, все бабы – б…» не является нацпроектом, как у некоторых. Соседская шлюха-жена вообще не покажется на экране. Не из ханжества, просто неинтересно. И на вопрос «в чем сила, брат?» паралитик своему брату-нефтяному магнату может лишь покрутить у виска. Ясен пень, на какой-то далекой нефти брат не за один день поднялся. Там подрался, тут приврал, дал взятку, уничтожил конкурента. Но коррупции с конкуренцией и всяческим бизнес-бумом на экране тоже не показано. Никакого «Ничего личного. Это только бизнес», интересней говорить правду. Магнат попытался соврать и вылетел из сюжета. Фильм не допускает подобных длиннот. Говорить правду в тысячу раз быстрее, значит, можно показать многое.
Повседневность, больницу, развод, неоднократное сватовство, как они там водку пьют, что такое богадельня с даунами для нормального человека, вскрытие вен, попытку изнасилования, минимум десяток человеческих судеб в полном виде, хотя за секунду, и сколько времени прошло, и почему все хотят Тую. Потому что природный ум льнет к природным красотам, и это нормально. Единственное, чего фильм «не успел», то есть не захотел касаться из каких-то своих, вероятно, культурных соображений – это голое тело. Его не хватило для полноты картины. Не хватило нормального секса, который замещен слишком классической мелодрамой. Но мы ж не дети, с сексом было бы гораздо больше юмора. А куда нам, монголам, без юмора?
Добавить комментарий