Дом Кино

Сообщить об ошибке

«Rock and roll will never die»

Краткий обзор фильма «Последние дни» (Last Days).

«Последние дни» смотреть настолько скучно, что хочется пожелать, чтобы это был последний фильм Гаса Ван Санта. Сам сценарист-режиссёр называет эту мудотень «размышлением над внутренним беспорядком, который захлёстывает блестящего, но запутавшегося музыканта в последние часы его жизни». А поэтому автор перескакивает через такие несущественные кинематографические понятия, как персонаж, мотивация, предыстория и повествование, показывая нам, как человек, по всей видимости, сильно страдающий от наркозависимости, ничего не делает в течение нескольких дней перед тем, как смерть избавит его от печали. Единственная похвала, которой можно удостоить «Последние дни», заключается в том, что редкий фильм подвергал когда-либо наркотики антирекламе более ярко.

Картина получила некоторую известность благодаря утверждению Ван Санта о том, что на «Последние дни» его вдохновило самоубийство в 1994 году грандж-рокера из Сиэттла Курта Кобэйна, хотя он и настаивает, что лента — плод его воображения. (Классическое желание угодить и нашим, и вашим). Тем не менее музыка — единственная вещь, которая могла придать фильму какой-то смысл, — отодвинута здесь на задний план, и в картину просачиваются всего две песни.

Ван Сант рассматривает фильм как завершение трилогии, которая начиналась в 2002 году с «Джерри» (Gerry) и продолжилась в 2003 выигравшим Золотую пальмовую ветвь «Слоном» (Elephant). Связывает эти фильмы, по крайней мере, в мозгу Ван Санта, тема смерти и экспериментирование со стилем, присущее всем трём картинам.

Но «Джерри» стал просто скучным после занимательных и смешных первых 45 минут, когда у Ван Санта явно просто иссякли идеи насчёт двух персонажей, заблудившихся в глуши безбрежной пустыни. «Слон» разделил аудиторию своей темой оружия в школе, но вряд ли кто станет критиковать живой стиль съёмки, когда камеры следовали за отдельными группами персонажей в течение всего дня, а сцены иногда переигрывались с различных точек зрения.

Но что вынести из этой кутерьмы? Если эксперимент состоит в навязчивом подглядывании, вернее, безжалостном осмотре человека, который расклеивается, ну что ж. Ван Сант — талантливый кинематографист, что видно по его первой независимой работе, Mala Noche, и фильму, принесшему ему известность, «Аптечному ковбою» (Drugstore Cowboy). После флирта со студиями, особенно безликого и бесцветного «Обретения Форрестера»(Finding Forrester), в этих трёх фильмах Ван Сант понятным образом захотел вернуться к своим инди-корням. Остаётся только надеяться, что к нему снова вернётся и способность внятно излагать повествование.

Майкл Питт играет похожего на Кобэйна человека по имени Блэйк. Зритель должен принять на веру, что он знаменитый рокер, хотя лишь две краткие музыкальные вставки показывают слабый проблеск его таланта. Нужно также поверить, что неряшливо выглядящие тусовщики, болтающиеся по двухэтажному блэйковскому дому в укромном лесу, — больше подхалимы, чем друзья.

В основном Блэйк шатается по дому и бессвязно бормочет. (На Каннском фестивале по крайней мере можно было прочесть французские субтитры, чтобы получить представление о том, что он говорит). В моменты, когда камера не снимает, он, видимо, переодевается. Самый замечательный его наряд — чёрные плавки, которые он надевает, когда берётся за ружьё.

Несколько моментов прерывают его состояние. В дверях появляется продавец «Жёлтых страниц» (сыгранный реальным их продавцом по имени Тадеуш Эй Томас) и вручает ему доставку с таким видом, будто парней в блэйковском состоянии он видит каждый день. Два молодых и серьёзных мормонских миссионера тоже что-то приносят, но на этот раз тусовщикам, а не Блэйку.

Приходит частный детектив, но что он намеревался делать, если бы нашёл Блэйка, — непонятно. Этот эпизод является для актёра, играющего детектива, — фокусника и писателя Рики Джея — поводом для произнесения монолога о странном случае из истории шоу-бизнеса. Заскакивает руководитель студии звукозаписи (Ким Гордон), и она — единственный человек, который пытается спасти Блэйка.

Блэйк ото всех прячется, пытаясь убежать от самого себя, хотя для этого необходимо больше здравого смысла, чем ему присуще. Блэйк находится в слишком сильном оцепенении, чтобы делать что-либо сознательно. Слава, руководство студии, поклонники или его мать докатили его до такого жалкого существования, зрителю остается только гадать. Питт хороший актёр, но здесь, когда его лицо большую часть времени опущено или отворачивается от камеры, а его герой не владеет собой, не так-то легко проявить актёрское мастерство. Получается, что главное внимание привлекает к себе чувак с «Жёлтыми страницами».

Фильм сделан по-малобюджетному просто. Большинство сцен снято с одного ракурса, что не только экономит плёнку, но и снижает расходы на монтаж. А вот шум фона можно было бы убрать. Освещение Харриса Савидеса и декорации — художник-постановщик в списках не значится — придают всему дому вид громадной, плохо убранной репетиционной точки.

Последние дни 2005 фильм смотреть онлайн
Нет доступных ссылок
Нет доступных загрузок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Похожие фильмы