Дом Кино

Сообщить об ошибке

Краткий обзор фильма «Любовь со словарем» (Broken English). Одинокая Нора Уайлдер, молодая, но уже не юная жительница Нью-Йорка, работает координатором мероприятий в престижном отеле, неудачно встречается с парнями, которые один хуже другого, и время от времени переживает панические атаки. Когда на Нору находит, она превращается в размазню. Возможно, залетный француз Жюльен может помочь ей преодолеть страхи и неуверенность. Но он скоро уезжает, и чтобы не потерять единственного приличного мужчину, Нора отправляется в Париж…

ЖЕНЩИНА ПОД ВЛИЯНИЕМ

«Любовь со словарем» – хороший антидот для всех, кто терпеть не может голливудские мелодрамы. Те смазливые истории, где тоже полно одиноких, брошенных, разведенных, каких еще угодно неустроенных по жизни героинь «за тридцать», судьба которых складывается не по велению этой самой жизни, а по воле неумных сценаристов, нахватавшихся штампов и затертых представлений о том, what women want.

Удивительно, но в дебютной ленте Зои Кассаветес по-настоящему всего один сценарный произвол – в самом финале, но к тому моменту, насмотревшись на мытарства бедной Норы, этот навязанный нам исход мы воспримем не с раздражением, а с облегчением – заслужила, честное слово. Потому что чуткая дебютантка Зои, в отличие от голливудских штамповщиков, понимает – только вывалив на наши головы тонны отборной, порой, весьма неприятной и даже отталкивающей правды, можно претендовать на хэппи-энд. Мы не верим, но все равно радуемся.

Отказавшись от банальности, сгустив краски и усложнив (порой, излишне) исходное положение вещей, Кассаветес находит собственное звучание для мелодраматического жанра – возможное счастье героини вырастает из вещей глубоко несчастных: фобий, депрессий, раздражительности, усталости, скуки, нервозности, рабочей рутины, etc. Из всего того, что, по идее, должно прямиком вести к мировой скорби и экзистенциальной бездне, как это наверняка случилось бы у режиссеров, обожающих неудачников и сюжеты о беспросветной жизни. Но Кассаветес, перевернувшая традиции т.н. реалистического кино, внезапно сменившая липкий ночной Нью-Йорк на пусть дождливый, но светлый Париж, а драму на мелодраму, поступила намного радикальней, вдруг и навсегда (как знать) даровавшая своей героине свободу.

И хотя ближе всего фильм к таким шедеврам кино-индепендента, как «Трудности перевода» (2003) Софии Копполы (отметим созвучие названий) и дилогии Ричарда Линклейтера «Перед рассветом» (1995) и «Перед закатом» (2004) (финальные кадры «Любви со словарем» – практически дословная цитата из «…заката»), это сходство формальное, видимое. Даже со скидкой на народный жанр, Зои все-таки папина дочка. А папа у нее – легендарный Джон Кассаветес, фактический основатель «независимого» кино 1960-70-х, и его уроки пошли дочке на пользу.

Потому что ее лента – не только частный случай «любви на ломаном английском», а такое же живописное полотно о маленьких людях большого города, о разваливающихся браках, о бесконечных сиюминутных трагедиях, о пребывании в перманентной депрессии, о том, как пространство и окружающие давят на тебя, постепенно спрессовывая в единородную серую массу. Ее лента – продолжение поисков отца в «Лицах» (1968), в «Женщине под влиянием» (1974), в «Открытой ночи» (1977). Неслучайно, и мать Норы играет Джина Роулэндс, не просто родная мама Зои, но и главное лицо пессимистического мира Джона Кассаветеса; дочь подчеркивает генеалогическую преемственность и на уровне идей и мыслей, и на уровне их героев.

А еще в фильме есть замечательная Паркер Поузи, своей игрой искупающая возможные для многих недостатки фильма, прежде всего, излишне растянутые, неторопливые первые две трети, в которых полно говорящих голов на крупном плане и в которых мрак вокруг героини сгущается не визуально, а больше вербально. Но, поверьте, Поузи крупным планом – это интересно, это понемногу затягивает, это отлично сделанная роль, честная игра, без прикрас и манерничанья: ее Нора такая, как есть, с ее истериками, закидонами, неприятными жестами и утиной походкой. Поузи – лучший подарок фильму. Это значит, все самое важное и нужное Кассаветес действительно угадала.

Интересные факты о фильме «Любовь со словарем»

  1. Полнометражный дебют Зои Кассаветес, дочери режиссера Джона Кассеветеса и актрисы Джины Роулэндс, сестра режиссера и актера Ника Кассаветеса. В кино появилась еще в первый год рождения – отец снял новорожденную в своей трагикомедии «Минни и Московиц» (1971). В 1990-х Зои сыграла небольшие роли в нескольких фильмах, в частности, снялась у Питера Богдановича, который позже сам появится в ее дебютной ленте. В 2000-м поставила короткометражку «Мужчины наталкивают женщин на безумные теории», которая была с успехом показана на престижном смотре независимого кино «Сандэнс».
  2. Фильм участвовал в конкурсной программе Московского международного кинофестиваля 2007 года и претендовал на главный приз «Золотой Святой Георгий»
Нет доступных ссылок
Нет доступных загрузок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие фильмы